Главная » 2017 » Август » 29 » Эксперт: Энергетическая безопасность - главный тренд нацбезопасности ведущих стран мира
10:59
Эксперт: Энергетическая безопасность - главный тренд нацбезопасности ведущих стран мира
Энергетическая безопасность выступает в статусе определяющего элемента в национальной безопасности ведущих государств мира. С этой точки зрения тезисы, высказанные некоторыми влиятельными экспертами о том, что «политическая картина современного мира определяется не принадлежностью к военным блокам, а обладанием энергетическими запасами или отсутствием таковых», не должны считаться случайными, - считает Эльман Насиров, директор Института политических исследований Академии государственного управления при Президенте АР, доктор политических наук.

Энергетическая безопасность высокоразвитых стран действительно имеет серьезные проблемы. Такие страны, как Япония, Южная Корея, Тайвань и некоторые европейские государства вообще не обладают углеводородными ресурсами, а в Великобритании, Норвегии, Нидерландах уже используемые месторождения находятся на грани истощения.

Несмотря на то, что США владеют 8% мировой нефтедобычи, доля в потреблении энергоресурсов в этой стране составляет 24%. Подтверждением тому служат статистические данные Нефтяного совета США, в которых отмечено, что если в 1996 году ежедневная потребность в нефти составляла 71 миллион баррелей, то в 2030 году этот показатель прогнозируется в объеме 138 миллионов, и из них только 30 миллионов баррелей приходится на долю США.

Также произошли изменения в структуре мирового рынка потребителей нефти и газа. Ранее только три высокоразвитых региона мира считались основными потребителями нефти и газа: Северная Америка (в первую очередь США), Европейский союз (в основном Германия, Великобритания, Франция, Италия) и Северо-Восточная Азия (Япония, Южная Корея, Тайвань).

В настоящее время динамичные темпы экономического развития во много раз превысили потребность в углеводородных запасах в таких странах, как Китай, Индия, Бразилия, Таиланд и ряде других. В этой области даже Китай обогнал Японию - потребление нефти здесь достигло 9%, и по этому показателю Китай отстает только лишь от США.

Согласно другим сведениям, большие страны, владеющие 80% мирового промышленного производства, обладают около 20% энергетического запаса. Во многих случаях это объясняется исторической несправедливостью, и подобная формула дележа уже не приемлема.

По мнению некоторых специалистов, в будущем в адрес этих стран может прозвучать обвинение в «энергетическом терроризме».

Неполное представление о ситуации, наблюдаемой в настоящее время в энергетической сфере, позволяет утверждать, что потребность в энергоресурсах в мире ежегодно возрастает. При этом отсутствие возможности повторного воспроизводства этих стратегических ресурсов позволяет прогнозировать динамичный непропорциональный рост спроса и предложения.

Сложившаяся реальность вынуждает основных энергопотребителей, в том числе страны Европы, искать альтернативных энергопроизводителей.

Среди возможных источников энергии поставки из стран Каспийского региона, особенно из Азербайджана, занимают особое место.

Азербайджан является страной, обладающей огромными энергоресурсами. Еще в 1846 году, т.е. более чем за 10 лет до открытия нефтяных залежей в Пенсильвании (1859 год), в Азербайджане, на территории Бибиэйбата, фонтанировала первая нефтяная скважина. Первое производство нефти промышленным способом осуществлялось в Баку в XIX веке. Кроме того, добыча нефти с морских залежей также впервые в мире была произведена именно в Азербайджане, в 1949 году.

Два политических решения, принятых в середине 90-х годов прошлого столетия, сыграли определяющее значение в формировании нефтегазовой политики Азербайджана. Автором и вдохновителем новой энергетической стратегии Азербайджана стал общенациональный лидер Гейдар Алиев. В то время была продемонстрирована готовность республики внести свой вклад в энергетическую безопасность Европы.

Подписание 20 сентября 1994 года с 12 компаниями из 8 стран мира «Контракта века» стало началом новой нефтяной стратегии страны. А подписание 6 июня 1996 года контракта на разработку газового месторождения «Шахдениз» сыграло важную роль в энергетической безопасности региона, в том числе энергетической безопасности Европы, и тем самым данный процесс приобрел необратимый характер.

Политический курс общенационального лидера Гейдара Алиева сегодня с достоинством продолжает президент АР Ильхам Алиев.

На сегодняшний день утвержденные энергоресурсы страны оцениваются в 2 млрд. тонн нефти и 2,6 трлн. кубометров газа, которые доставляются в Европу и на мировые рынки посредством 7 трубопроводов. Три нефтепровода (направления: Россия, Грузия и Турция), 4 газопровода (направления: Турция, Грузия, Россия и Иран).

Особую роль в региональной и Европейской энергетической безопасности сыграли ввод в эксплуатацию в 2006 году нефтепровода Баку-Тбилиси-Джейхан (БТД) и в 2007 году - газопровода Баку-Тбилиси-Эрзерум (БТЭ).

Утвержденные газовые залежи только месторождения «Шахдениз» составляют 1,2 трлн. кубометров газа. Запасы газа на других месторождениях - «Умид» (200 млрд кубометров), «Бабек» (400 млрд кубометров), «Апшерон» (350 млрд кубометров) и других составляют 1,4 трлн кубометров газа.

Сегодня между Азербайджаном и Европейским союзом (ЕС) сформирована необходимая нормативно-правовая база для осуществления сотрудничества в энергетической области. Основа этих отношений была заложена 22 апреля 1996 года после подписания между Азербайджаном и ЕС «Соглашения о партнерстве и сотрудничестве».

Логическим продолжением этих шагов является подписание между сторонами 7 ноября того же года «Меморандума о стратегическом партнерстве в энергетической области»

Азербайджан еще в 2004 году, тесно сотрудничая с ЕС, выступил с инициативой «Бакинский процесс». Данная инициатива имела целью привлечение стран Черноморского и Каспийского регионов, а также стран-членов ЕС к широкому обсуждению проблем регионального энергетического сотрудничества. Другая цель - исследование возможностей транзита энергии и облегчение торгового режима в регионе.

Наконец, после того, как в мае 2009 года Азербайджан присоединился к «Программе восточного партнерства» ЕС, были открыты новые широкие возможности для сотрудничества по ряду направлений, особенно в энергетической сфере.

Азербайджан придает большое значение процессу экспорта газа в рамках проекта «Южный коридор». В данном случае речь идет обо всех проектах, работающих в западном направлении.

Президент Азербайджанской Республики Ильхам Алиев обосновал заинтересованность в реализации этих проектов следующими факторами:
1. Обеспечивается надежный, долговременный и регулируемый законами рынок для азербайджанского газа.
2. Зарубежные партнеры могут начать вкладывать инвестиции во вторую фазу месторождения «Шахдениз». Это примерно 20 миллиардов долларов инвестиций.
3. В случае реализации этого проекта общее производство газа в стране превысит 40 миллиардов кубометров.
В контексте вышеназванных тезисов важно процитировать ряд высказываний Президента Азербайджана Ильхама Алиева, а также председателя Европейской комиссии Жозе Мануэля Баррозу и руководителя представительства ЕС в Азербайджане Малены Мард, прозвучавших в ходе открытия 3 июня нынешнего года в Баку XXI Международной выставки и конференции "Нефть и газ. Нефтепереработка и нефтехимия Каспия".

Как заявил Ильхам Алиев, подписанная три года назад совместно с председателем ЕК Баррозу Декларация об энергетическом сотрудничестве носит исторический характер.

«В 2012 году мы подписали с Турцией Соглашение по Трансанатолийскому трубопроводу. В 2013 году было подписано Соглашение по Трансадриатическому трубопроводу, и, наконец, в конце того же года было подписано Итоговое инвестиционное решение по «Шахдениз-2». Они обеспечат выход азербайджанского газа на европейские рынки.

Процесс уже начался, мы намерены своевременно реализовать эти грандиозные проекты. «Шахдениз-2», TANAP и TAР являются сегодня крупнейшими инфраструктурными проектами Европы, их стоимость составляет, как минимум, 45 миллиардов долларов. У нас имеются все финансовые и технические возможности, чтобы претворить их в жизнь. Мы сотрудничаем со всеми нашими партнерами, а также со странами–транзитерами и потребителями. Разумеется, участие Еврокомиссии в координации будущей деятельности между всеми сторонами и участниками проектов является для нас очень важным вопросом, и мы высоко оцениваем это сотрудничество.

Если для нас энергетическая безопасность означает диверсификацию маршрутов поставок, то для Европы энергетическая безопасность – это диверсификация источников. Азербайджан является для Европы не только новым маршрутом, но и новым источником природного газа. У нас есть огромные запасы, а к действующей инфраструктуре будет добавлена новая. Мы намерены своевременно реализовать этот исторический проект», - сказал Президент АР.

В свою очередь Баррозу отметил, что «все это означает транспортировку в Европу на начальном этапе, с 2019 года, дополнительно 10 миллиардов кубометров газа, а в будущем объемы газа возрастут. Мы также затронули вопрос ускорения реализации и расширения проекта Южного газового коридора и пришли к договоренности, что в предстоящие годы этот вопрос будет нашим общим приоритетом. Я имею в виду обсуждение дополнительных возможностей, связанных с развитием этого проекта. Европейский Союз сделает все от него зависящее для успешного развития Южного газового коридора.

Это важный вопрос в деле диверсификации потребителей и источников энергоресурсов. В то же время это составная часть представленной Еврокомиссией Стратегии энергетической безопасности Европейского союза. Данная стратегия будет вынесена на обсуждение в Совете Европейского союза 27-го числа этого месяца.

"Мы считаем, что "Южный газовый коридор" удовлетворит как минимум 10 процентов, а в лучшем случае - 20 процентов европейского спроса на газ", - сказала руководитель представительства ЕС в Азербайджане Малена Мард в ходе же той выставки и конференции "Нефть и газ. Нефтепереработка и нефтехимия Каспия".

Необходимо особо отметить, что политика сотрудничества Азербайджана в энергетической сфере со странами Европы не направлена против других стран.Азербайджан сотрудничает и с Россией, что является олицетворением политики диверсификации в транспортировке энергоносителей, проводимой Азербайджаном.

Как известно, Россия занимает первое место в мире по производству газа. В Европе продолжает расти спрос на российский газ. Так, в 2013 году объем реализации газа Группой «Газпром» в страны дальнего зарубежья составил рекордные с момента кризиса 2008 года 174,3 млрд куб. м газа — треть от общего объема потребления газа в Европе. Лидером роста стала Италия, объем экспорта в которую, по сравнению с 2012 годом, увеличился на 67%. На 42% вырос объем реализации газа «Газпромом» в Великобритании, на 21% увеличился экспорт в Германию. Выручка от реализации газа в дальнем зарубежье превысила в 2013 году 1 687 млрд руб.

Компания ведет системную работу, направленную на повышение энергетической безопасности европейских потребителей. В частности, идет реализация проекта строительства газопровода «Южный поток». Первый газ по новому маршруту, как и запланировано, будет поставлен в конце 2015 года. По мнению российских экспертов, технически готова к 100-процентной загрузке газотранспортная система «Северный поток»

Кстати, приостановка строительства "Южного потока" из-за замечаний ЕС осложнила, наряду с другими факторами, ход трехсторонних переговоров по газу между ЕС, Россией и Украиной, которые завершились ничем в ночь на 16 июня.

http://www.newsazerbaijan.ru..
Просмотров: 245 | Добавил: doirycni1985 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0